Нам без книг никак нельзя! Чтение – вот лучшее учение! Кто много читает, тот много знает!

полочка

четверг, 9 октября 2014 г.

Веселых детских книг творец.


К 80- летию Кира Булычева (Игорь Можейко 18 X 1934г. - 5 ІХ 2003)

Игорь Всеволодович (Кир Булычев)
 творил и для взрослых и для детей,
 "...как лучших представителей 
человечества,обещающих со 
временем стать неплохими 
взрослыми людьми..."





Кир Булычёв: писатель детский или взрослый? «Критерием цивилизованности мира должно служить чувство юмора: здесь (на дикой планете) ничего смешного просто не бывает. Если зазеваешься, решишь посмеяться – тебя скушают». («Космический доктор»). Мало сказать, что Кир Булычёв – писатель из числа самых-самых (братьев Стругацких, Станислава Лема, Айзека Азимова). Зачем кривить душой, ведь на самом деле он – великий мастер слова, знаток человечества вообще и человека в частности. Книги его интересны всем, а тех, кто по каким-то причинам их читать стесняется (например, плохо владеет иностранными языками вместе с родным. Помните шуточку? «Вы иностранными языками владеете?» «Да я и по-русски не очень…») – тех притягивают, как магнит, фильмы и даже мультфильмы по его сценариям. Добрые, хорошие, чуть-чуть грустные. Кир Булычёв – целая эпоха. Грех не познакомить читателя с его книгами.
В начале 1960-х Игорь Можейко, будучи уже вполне дипломированным историком-востоковедом, поработал в Ираке и западно-африканской Гане, омываемой водами Гвинейского залива. Будущий писатель на полтора года возвратился в Бирму, где дописал диссертацию, и к середине 60-х годов, достигнув возраста Христа, надолго пережив Лермонтова, ничего кардинального – как ему казалось – не создал. Он был увлечённым читателем фантастики, но пока не писателем. И вот, в 1965 году Игорь Можейко создал первые сказочные истории о девочке Алисе из ХХI века. Цель – найти пути к детской литературе, адекватной поколениям, выраставшим у экрана телевизора, а затем компьютера, – была достигнута. Добавим, что и путь к детским сердцам был найден.


 А в 1982 году Кир Булычёв получил Госпремию за сценарий к полюбившимся зрителям фильмам «Тайна третьей планеты» и «Через тернии к звёздам». Надо сказать, что он написал сценарии к 20 фильмам, включая и короткометражные.
Вспомним и слова Игоря Всеволодовича о постепенном возникновении идеи сказочного цикла о девочке из будущего Алисе Селезнёвой (добрая сотня сказок этого цикла вышла в свет полутора десятками замечательных книг – замечательных и обожаемых детьми, а также их родителями): «…В нашей семье родилась дочка. Её назвали Алисой. Алиса росла, и вот она научилась читать. И тогда я подумал: а что же она будет читать?.. Нашим детям жить в двадцать первом веке, летать к звёздам, открывать новые планеты, но что они будут читать, когда узнают всё про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не будут читать? Будут смотреть видео, жевать «сникерс» и обойдутся без книжек? С этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке». Будущий век наступил. Дети выросли – талантливые, смелые, вполне образованные, большей частью честные и справедливые – и не в последнюю очередь благодаря чудесным историям Кира Булычёва. Жаль только, что космического братства, да и самих полётов в
космос почти не сложилось.
Итак, третье тысячелетие наступило. И новые поколения детей, конечно же, будут читать и перечитывать чудесные книги о космических приключениях отважной девочки Алисы – читать с увлечением, так же, как читали их мамы и папы, только собираясь вырастать, но уже устремляясь к звёздам!
Динамика, шквал событий получше модного голливудского «экшн», ирония, бьющая наповал, а временами смех сквозь слёзы и то самое, настоящее, что присуще только высокой литературе, славянской, восточной или западной, без разницы (истина – она и есть истина, ей границы между государствами – не преграда)! Всё это может воплотиться в будущем (слово – за мастерами киноиндустрии) в потрясающие сценарии чудесных кинофильмов, которые могут стать в ряду «Дозоров» и «Властелинов колец»... А быть может, и потеснить их!
           «...Настоящая фантастика интересна читателю лишь тогда, когда она рассказывает о наших с вами проблемах, когда она актуальна. Это, в первую очередь, характерно для фантастики отечественной, у истоков которой стоят Гоголь, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, которые обращались к чувствам и мыслям своих современников. Это совсем не отрицает общей направленности научно-фантастической литературы наших дней в Будущее. Фантастика старается дать ответы на вопросы: – Как мы живём?.. – Зачем живём?.. – Что с нами происходит?.. И на вытекающий из этого кардинальный вопрос: – Что с нами будет? В отличие от сказки, условные персонажи которой действуют в условиях сказочной обстановки, хорошая фантастика, делая фантастическое допущение, создавая фантастический антураж, населяет фильм (или книгу) реальными героями – узнаваемыми и близкими читателю.
Ему хотелось ещё пожить в свободном обществе (свободном теперь от многого и, к сожалению, иногда от чести, совести и других полезных свойств), но он не был уверен, что судьба предоставит ему такую возможность на долгое время. ...А времени оставалось всё меньше и меньше. Времени и сил, отнимаемых подступающей старостью и болезнями. Это отражалось в его последних произведениях, пронизанных пронзительной печалью и стремлением открыть нам истину – пусть и с помощью приёмов фантастики. Булычёв с 1989 года работал над большим романом, который должен был состоять из многих частей, многих томов. Название романа символично – «Река Хронос». За свою жизнь он успел очень многое. А сколько осталось в планах, в мыслях?..
Кир Булычёв умер в начале сентября 2003 года (утром, 5-го числа), накануне открытия международного фестиваля фантастики «Звёздный мост», где его ждали, надеялись ещё раз увидеть…

Комментариев нет:

Отправка комментария