К 80- летию Кира Булычева (Игорь Можейко 18 X 1934г. - 5 ІХ 2003)
Игорь Всеволодович (Кир Булычев)
творил и для взрослых и для детей,
"...как лучших представителей
человечества,обещающих со
временем стать неплохими
взрослыми людьми..."
человечества,обещающих со
временем стать неплохими
взрослыми людьми..."
Кир Булычёв: писатель
детский или взрослый? «Критерием цивилизованности мира должно служить чувство
юмора: здесь (на дикой планете) ничего смешного просто не бывает. Если
зазеваешься, решишь посмеяться – тебя скушают». («Космический доктор»). Мало сказать, что Кир Булычёв – писатель из
числа самых-самых (братьев Стругацких, Станислава Лема, Айзека Азимова). Зачем
кривить душой, ведь на самом деле он – великий мастер слова, знаток
человечества вообще и человека в частности. Книги его интересны всем, а тех, кто
по каким-то причинам их читать стесняется (например, плохо владеет иностранными
языками вместе с родным. Помните шуточку? «Вы иностранными языками владеете?»
«Да я и по-русски не очень…») – тех притягивают, как магнит, фильмы и даже
мультфильмы по его сценариям. Добрые, хорошие, чуть-чуть грустные. Кир Булычёв
– целая эпоха. Грех не познакомить читателя с его книгами.
В начале 1960-х Игорь
Можейко, будучи уже вполне дипломированным историком-востоковедом, поработал в
Ираке и западно-африканской Гане, омываемой водами Гвинейского залива. Будущий
писатель на полтора года возвратился в Бирму, где дописал диссертацию, и к
середине 60-х годов, достигнув возраста Христа, надолго пережив Лермонтова,
ничего кардинального – как ему казалось – не создал. Он был увлечённым
читателем фантастики, но пока не писателем. И вот, в 1965 году Игорь Можейко
создал первые сказочные истории о девочке Алисе из ХХI века. Цель – найти пути
к детской литературе, адекватной поколениям, выраставшим у экрана телевизора, а
затем компьютера, – была достигнута. Добавим, что и путь к детским сердцам был
найден.
А в 1982 году Кир Булычёв получил Госпремию за
сценарий к полюбившимся зрителям фильмам «Тайна третьей планеты» и «Через
тернии к звёздам». Надо сказать, что он написал сценарии к 20 фильмам, включая
и короткометражные.
Вспомним и слова Игоря Всеволодовича о
постепенном возникновении идеи сказочного цикла о девочке из будущего Алисе
Селезнёвой (добрая сотня сказок этого цикла вышла в свет полутора десятками
замечательных книг – замечательных и обожаемых детьми, а также их родителями):
«…В нашей семье родилась дочка. Её назвали Алисой. Алиса росла, и вот она
научилась читать. И тогда я подумал: а что же она будет читать?.. Нашим детям
жить в двадцать первом веке, летать к звёздам, открывать новые планеты, но что
они будут читать, когда узнают всё про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не
будут читать? Будут смотреть видео, жевать «сникерс» и обойдутся без книжек? С
этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые
станут взрослыми в будущем веке». Будущий век наступил. Дети выросли –
талантливые, смелые, вполне образованные, большей частью честные и справедливые
– и не в последнюю очередь благодаря чудесным историям Кира Булычёва. Жаль
только, что космического братства, да и самих полётов в
космос почти не сложилось.
Итак, третье тысячелетие
наступило. И новые поколения детей, конечно же, будут читать и перечитывать
чудесные книги о космических приключениях отважной девочки Алисы – читать с
увлечением, так же, как читали их мамы и папы, только собираясь вырастать, но
уже устремляясь к звёздам!
Динамика, шквал событий
получше модного голливудского «экшн», ирония, бьющая наповал, а временами смех
сквозь слёзы и то самое, настоящее, что присуще только высокой литературе,
славянской, восточной или западной, без разницы (истина – она и есть истина, ей
границы между государствами – не преграда)! Всё это может воплотиться в будущем
(слово – за мастерами киноиндустрии) в потрясающие сценарии чудесных
кинофильмов, которые могут стать в ряду «Дозоров» и «Властелинов колец»... А
быть может, и потеснить их!
«...Настоящая фантастика интересна читателю лишь тогда, когда она рассказывает о наших с вами проблемах, когда она актуальна. Это, в первую очередь, характерно для фантастики отечественной, у истоков которой стоят Гоголь, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, которые обращались к чувствам и мыслям своих современников. Это совсем не отрицает общей направленности научно-фантастической литературы наших дней в Будущее. Фантастика старается дать ответы на вопросы: – Как мы живём?.. – Зачем живём?.. – Что с нами происходит?.. И на вытекающий из этого кардинальный вопрос: – Что с нами будет? В отличие от сказки, условные персонажи которой действуют в условиях сказочной обстановки, хорошая фантастика, делая фантастическое допущение, создавая фантастический антураж, населяет фильм (или книгу) реальными героями – узнаваемыми и близкими читателю.
«...Настоящая фантастика интересна читателю лишь тогда, когда она рассказывает о наших с вами проблемах, когда она актуальна. Это, в первую очередь, характерно для фантастики отечественной, у истоков которой стоят Гоголь, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, которые обращались к чувствам и мыслям своих современников. Это совсем не отрицает общей направленности научно-фантастической литературы наших дней в Будущее. Фантастика старается дать ответы на вопросы: – Как мы живём?.. – Зачем живём?.. – Что с нами происходит?.. И на вытекающий из этого кардинальный вопрос: – Что с нами будет? В отличие от сказки, условные персонажи которой действуют в условиях сказочной обстановки, хорошая фантастика, делая фантастическое допущение, создавая фантастический антураж, населяет фильм (или книгу) реальными героями – узнаваемыми и близкими читателю.
Ему хотелось ещё пожить в
свободном обществе (свободном теперь от многого и, к сожалению, иногда от
чести, совести и других полезных свойств), но он не был уверен, что судьба
предоставит ему такую возможность на долгое время. ...А времени оставалось всё
меньше и меньше. Времени и сил, отнимаемых подступающей старостью и болезнями.
Это отражалось в его последних произведениях, пронизанных пронзительной печалью
и стремлением открыть нам истину – пусть и с помощью приёмов фантастики.
Булычёв с 1989 года работал над большим романом, который должен был состоять из
многих частей, многих томов. Название романа символично – «Река Хронос». За
свою жизнь он успел очень многое. А сколько осталось в планах, в мыслях?..
Кир Булычёв умер в начале
сентября 2003 года (утром, 5-го числа), накануне открытия международного
фестиваля фантастики «Звёздный мост», где его ждали, надеялись ещё раз увидеть…
Немає коментарів:
Дописати коментар